Немного изыска в брутальном мире
Кому это нужно?
Чтобы встречи с прекрасным в расписном керамическом обличье происходили чаще, существуют такие художники, как Елена Ткаченко. Попутешествовав по миру и восприняв старую школу итальянского искусства, она создаёт работы под впечатлением исторических артефактов, а также делает реплики посуды известных европейских фабрик и мастеров. Так рождается авторский стиль – сплав прошлого с настоящим, классики и инноваций.
Все работы дороги своему создателю, ведь они аккумулируют энергетику творца, а затем передают созерцающим и использующим, заряжая их добрыми чувствами. В этом не остаётся сомнений, если присмотреться или прикоснуться к утончённому комплекту посуды «Охота» или к изысканному «Сервизу с птицами». В первой работе ощущается витиеватость рококо, во второй – отголосок модерна.
Елена Ткаченко органично адаптирует мировые бренды, например, Севрской и Мейсенской фабрик, кузнецовского и юсуповского заводов, перефразируя на новый лад пластический образ и цветофактурный язык раритеров. Особенно удаются ей аутентичные формотворчество и роспись фарфора. Получается замечательно! Достаточно взглянуть на вызывающие ностальгию по классике «Орлеанский сервиз» и ансамбль предметов, сделанных по мотивам юсуповских вещей. Считается, что любая интерпретация хуже оригинала. И умудрённый адепт, и неискушённый обыватель легко заметят: это просто другое измерение вечного. Посуда Ткаченко пользуется возрастающим спросом. Её заказывают, записываясь в очередь и месяцами ожидая счастливого обретения заветных предметов. Имя мастера на слуху у знатоков и любителей изящного… Это приметы творческой мастерской «Формио» с изысканным именным вензелем и авторской монограммой «Е.Т.» в названии. Спектр изделий мастерской весьма широк: от работ церковной тематики и церемониальных свадебных сервизов до эксклюзивных подарков и приборов семейного обихода. Автор берётся за изготовление деталей предметного ансамбля: например, нанесения праздничных надписей золотом и платиной или восполнение утраченных приборов.
И поэтому неслучайно появление такой уникальной посуды в собраниях музеев «Кусково» и «Архангельское», а также украшение ею частных коллекций ценителей фарфора в Голландии, Италии и Франции. А одной из знаковых вех в становлении авторского креатива стала выполненная с пиететом новая версия знаменитого сервиза графа Орлова «Птицы», которой теперь владеет дом Ротшильдов.
Арт-идеология
Мастер самостоятельно выполняет все технологические операции в изготовлении фарфоровой посуды. Но как и у любого творца, у Елены есть свой конёк, то, к чему всегда лежала душа и что получается лучше всего – художественная роспись посуды. А это очень важно. Как говорил Лев Толстой, «истинное счастье – всю жизнь заниматься любимым делом, только так создаются истинные произведения человечества».
Любимым делом нашей героини стала роспись фарфора. Здесь она применяет технологии многослойной и многогообжиговой живописи с использованием старинных техник севрских мастеров – рельефного золочения и рытья, значительно расширяя ассортимент применяемых красок и препаратов.
В творчестве художница ставит и претворяет в жизнь две цели. С одной стороны, возрождение традиций русского искусства в форме реплик. Это даёт поклонникам творчества Ткаченко возможность ощутить её индивидуальный подход к самым впечатляющим явлениям в эволюции фарфора. С другой стороны, дальнейшее развитие художественного наследия, поиск и воплощение новых методов и техник, генерируемых в стилистических рамках исторических традиций.
Концепция творчества Елены – претворение в жизнь постулата «искусство – в массы», в данном случае массы достаточно обеспеченные, нуждающиеся отнюдь в не меньшей, а быть может, в большей арт-подпитке в виде её прекрасных сервизов.
Любуется ли человек этой посудой на выставке, в парадной витрине гостиной или пользуется ею по торжественному поводу в семейном кругу за обеденным столом, повсюду он чувствует прикосновение к атмосфере большого искусства. Ведь так давным-давно делали их прародители, коллекционируя редкую посуду и устраивая ультрамодные в то время фарфоровые кабинеты. И эта здоровая привычка когда-то позволила великому Врубелю в порыве очарования увиденным высказаться: «Лучшее искусство – это русский фарфор».
Что дальше…
Сейчас зрелый художник Ткаченко уже вспоминает прошлое, что помогает выстраивать будущие планы. Один из самых памятных для автора – «Пасхальный сервиз» для патриарха Алексия. Он был выполнен с благоговейным трепетом в душе: ведь и тема святая, и адресат очень почитаемый. Подарок заказчику очень понравился, и исполнителя он благословил на дальнейшие богоугодные деяния в искусстве.
Подобные работы для любого автора судьбоносны, они дают ощущение крыльев за спиной. Теперь Елена обязана ставить грандиозные творческие планы, что и значится среди задумок её будущих свершений.
Сейчас у неё в работе парные вазы с морскими пейзажами по мотивам Айвазовского, продолжение итальянской серии посуды. Интересен ей и проект с шуваловским сервизом (его оригинал изготовлен в Севре). Очень хочется Елене и «поиронизировать» не в фарфоре, представить «шутки и серьёзные вещи» на следующей выставке, и конечно же, долгожданная поездка на Аппенины на новыми впечатлениями – источниками вдохновения…
Ну а что по этому поводу думает обычный радетель мирового арт-рынка? Как здорово, когда есть немного изыска в этом брутальном мире…
ТЕКСТ: СЕРГЕЙ ЛЕМЕШЕВ
ФОТО: ЮРИЙ ТКАЧЕНКО