Добавить в избранное


Невыразимая притягательность финифти

Мимо финифти пройти невозможно, нет ни одного человека, равнодушного к ней. Почему это так? Разберёмся по порядку…

Что же такое «финифть»?

Вопреки распространённому мнению, это не материал, а метод росписи эмали по металлу, распространённый, в основном, в России. От классического декорирования эмали он отличается тем, что используются два вида эмали: белая и прозрачная, иногда называемая «фондон». Это придаёт изделиям и глубину, и прозрачность, и объём, и воздушность. Всё это зависит от техники исполнения, от школы росписи и, безусловно, от таланта художника.

На Руси техника эмалирования появилась намного раньше фарфора и традиции декорирования эмали имеют гораздо более глубокие национальные корни. В Европе декорирование эмали носит, в основном, утилитарный характер: вывески, посуда и т.п. Художественное декорирование эмали немного развито в Польше и, как не странно, во Франции. Но столь глубоких традиций этого ремесла, как в России, нет больше нигде.

Начиналось всё с цветочных мотивов («Вологодская школа») практичных и недорогих украшений и достигло наибольшего развития с приходом православия («Ростовская школа», г. Ростов-Великий Ярославской области) для церковной атрибутики. Со временем декорирование эмали пришло на Урал, юг России и другие регионы, приобретая местный колорит и особенности. Но центром по-прежнему остаётся Ярославская область.

Чем же так привлекает финифть?

Первое – это блеск. Блеск эмали всегда выше блеска глазури, а специфика производства эмалированных изделий позволяет подать его в выгодном свете. Эмалевые изделия почти всегда имеют маленькие размеры и выпуклую форму. Это связано с необходимостью избегания коробления металла при нагреве. Такие украшения всегда играют при носке, привлекая внимание и радуя глаз. Миниатюрность изображения завораживает и притягивает, ну а дальше уже – дело техники…

Второе – это цена. Эмалевые изделия недороги и технологичны, сложного производства для них, как правило, не требуется. Основная составляющая цены, как и в живописи – талант художника. Холст и краска вряд ли учитываются в стоимости картины…

Что же такое эмаль?

Эмаль – это стеклообразная масса, состав которой подогнан по коэффициенту термического расширения к металлу. Это позволяет ей при расплавлении сцепляться с металлом, составляя с ним единое целое. Без металлической подложки эмаль довольно хрупка и не выдерживает механических нагрузок.

Эмалевые массы близки по составам к фаянсовым глазурям, поэтому непрозрачные фаянсовые глазури иногда также называют «эмалями». Наиболее распространённой эмалью является белая, хотя окрасить её минеральными пигментами не представляет особой проблемы – цветные эмали часто используются в посуде и бытовой технике.

Прозрачные эмали – более редкое явление. Они используются чаще там, где нет необходимости перекрывать металлическую подложку – на золоте, серебре или для создания художественных эффектов. Сочетание белого подслоя и прозрачного покрытия является художественной основой финифти.

В чём специфика декорирования эмали?

Наличие металлической подложки предполагает очень короткий обжиг: максимум 2 – 4 минуты при 800 0С. Высокая теплопроводность металла и малая масса позволяют полностью и равномерно прогреть весь объём изделия. При индивидуальном творчестве обжиг, как правило, производится в так называемых «щелевых» печах, где дверца чуть-чуть не закрывает низ камеры, образуя щель, в которую художник пинцетом и вносит изделие, обжигая его на весу. В индустриальных условиях используются проходные печи, где конвейер вносит эмалированные изделия в горячую зону. Из-за большой массы продукции промышленный обжиг может длиться 30-40 мин. Эмаль может декорироваться надглазурными и стекольными красками. Но спектр применяемых красок гораздо уже, чем на фарфоре или стекле. Это обусловлено двумя причинами: гораздо более высокой реакционной способностью и малым коэффициентом поверхностного натяжения размягченной при нагреве эмали.

К чему приводит реактивность эмали? К химическим реакциям с компонентами краски и, соответственно, изменению цвета. Наиболее распространённой является проблема использования пурпурных красок. Как известно, пурпурные краски производятся на основе соединений золота, но некоторые «теплые» тона получаются дополнительной добавкой серебра. В случае глазури исходный цвет сохраняется, а эмаль при нагреве вступает в реакцию с серебром, уводя цвет из пурпурного в коричневый. Поэтому при росписи эмали используются, как правило, так называемые «бессеребряные» пурпурные краски. Отличить пурпурные краски для эмали от фарфоровых можно либо по запросу производителю, либо экспериментально. Некоторые другие краски могут менять оттенок, а другие вообще исчезают в тонких слоях.

Малый коэффициент поверхностного натяжения поверхности размягчённой эмали приводит к тому, что краска легко может утонуть, исчезнув с поверхности. Эта возможность зависит от плотности краски. Высокопигментированные краски с высокой плотностью вряд ли подойдут для росписи эмали, при нагреве они попросту утонут, не оставив на поверхности и следа. Для живописи на эмали в силу близости свойств более подходят краски для декорирования фаянса. К сожалению, последние тенденции на рынке производства красок ведут к прекращению производства специализированных коллекций. Поэтому приходится использовать выборочные продукты из стандартных надглазурных и стекольных коллекций. Стекольные краски чаще используются при реставрационных работах вследствие более низкой температуры обжига.

Миниатюрность эмалевых изделий требует совершенно иной техники росписи, чем классическая живопись. Прежде всего, это размер кисти. При создании финифти могут быть использованы кисти всего из нескольких волосков, иногда даже из одного, да и то специальным образом заострённого. Низкая пигментированность используемых красок неминуемо приводит к многослойности нанесения. Но воспользоваться классической техникой лессировок здесь не удастся вследствие миниатюрности изделия. Поэтому приходится каждый слой краски наносить и обжигать отдельно, благо время обжига позволяет. Но трудоёмкость создания изделия падает не сильно…

Всё то, что было написано про декорирование фарфора, в полной мере применимо и к финифти, плюс дополнительные особенности. Многие техники на фарфоре просто отсутствуют. Например, техника послойной живописи, где элементы цветной прописи чередуются со слоями фондона. Такая техника создаёт трёхмерный эффект, когда изображение можно рассматривать под различными углами и с разных сторон оно будет выглядеть не одинаково. Очевидно, что трудоёмкость создания такого изделия гораздо выше, однако и смотрится оно гораздо привлекательнее.

Отдельного упоминания заслуживает техника так называемой «вогнутой эмали», когда изображение создаётся на вогнутой поверхности и затем заполняется фондоном до плоскости, которая впоследствии заполировывается. Здесь особое внимание уделяется глубине заполнения, так как бездефектно расплавиться, обеспечив полную и равномерную прозрачность могут далеко не любые слои фондона. Такие изделия ближе к ювелирным, так как для них чаще используются золотые или серебряные подложки. Они гораздо богаче по художественному наполнению.

Создание финифти требует совершенно иного художественного видения, чем живопись или даже роспись по фарфору. Умение придумать и создать изображение в трёхмерной миниатюре, не имея возможности его ощутить и без права на ошибку – дорогого стоит. Колоссальное количество трудолюбия, усердия, таланта, рисков, страхов и переживаний вкладывается мастером в миниатюрное, но такое привлекательное изделие.

Плотность человеческих эмоций в финифти высока как нигде. Финифть – это буря страстей, застывшая в капле фондона. В ней отражается вековая глубина и бездонная непостижимость русской души, ощутить которую способна только такая же тонко чувствующая натура. Наверное, в этом и есть секрет невыразимой притягательности русской финифти…