Добавить в избранное


Фарфор и православие

Православию на Руси уже более тысячи лет, производству фарфора – намного меньше. Есть ли историческая связь? Ответ очевиден – нет. Русская православная традиция не могла реализоваться в фарфоре просто по причине его отсутствия.

Путь фарфора в православие по определению не мог быть быстрым и лёгким. Первые шаги в церковную атрибутику сделал только в конце XIX века один из родоначальников русского фарфора М.С.Кузнецов из чисто прагматических соображений. Он предложил фарфоро-фаянсовые иконостасы вместо деревянных, просто по причине их долговечности. Первый такой иконостас был смонтирован в одной из церквей московской области. Далее по известным причинам это было напрочь забыто на следующие сто лет.

Появлению фарфора в православной традиции способствовала перестройка. Здесь одновременно сработали несколько факторов: и возрождение интереса к православной культуре, и появление частных средств, и образование рынка материалов и оборудования, и возможность свободного творчества, и многое другое. Начало возрождения также началось с иконостасов. В 1997 году началось изготовление первого современного фарфоро-фаянсового иконостаса на заводе в г.Сысерть. Смонтирован он был в возрождённой из тюрьмы для малолетних преступников обители в г.Верхотурье Свердловской области, примерно 150 км севернее Екатеринбурга. Освящение иконостаса Патриархом транслировалось на всю Россию. Это было сигналом для всех: ТЕПЕРЬ МОЖНО…

Проникновение шло нелегко – промышленность была к этому не готова, частные мастерские и индивидуальные мастера очень хотели самореализоваться, но в чём? Рынок ещё не был сформирован. Да и сама православная церковь не очень определилась в своей позиции по отношению к фарфору и его появлению в религиозной жизни. Эта неопределённость существует и по сей день. В техническом плане фарфор вполне допускается для изготовления узкого ассортимента церковной утвари. Кроме иконостасов, это так называемые «свечные цилиндры», иногда лампады и киоты. А вот в художественно-декорационном плане фарфор образовал совершенно новую нишу – религиозную тематику. Что это такое? Это реализация религиозных сюжетов методом росписи по фарфору. Почему это так? Изобразительная часть православия создавалась и канонизировалась в течение веков. Для фарфора просто не хватило времени для создания канонов. Поэтому икон на фарфоре нет – никто просто не знает, как их писать. Все изображения на фарфоре – светские, несмотря на религиозный символизм. А неканонизированные изображения не могут иметь сакрального смысла и использоваться как предмет веры. Это с одной стороны. А с другой стороны – они очень привлекательны и к тому же сильно эмоционально заряжены. Эмоции – один из главных компонентов веры. Поэтому с благословления Патриарха сюжеты на религиозные темы стали появляться и на фарфоровых изделиях.

В изобразительном плане наибольшего расцвета достигла тема Рождества, достигнув своего максимума к 2000-му году и выйдя на межгосударственный уровень. Фарфоровые панно с символом начала новой жизни были вручены Патриархом в Иерусалиме главам мировых держав и религий. На такой уровень русский декорированный фарфор поднялся впервые.

Как создаются религиозные сюжеты? Казалось бы, всё просто – бери известные изображения и переноси на фарфор. Но ларчик так просто не открывался – получалась полнейшая ерунда. Пришлось призадуматься…

Удачной получилась компилятивная технология, состоящая из следующих этапов:
      - поиск элементов изображений, хорошо реализуемых на фарфоре;
      - компоновка этих элементов в сюжет и его прорисовка;
      - оформление дизайна в соответствии с формой изделия.

Влияние формы наиболее ярко проявляется в пасхальной тематике. Создание и особенно декорирование пасхальных яиц представляет собой отдельное направление, зачастую перекликающееся с работами Фаберже. Традиции таких подарков тоже относительно молоды – не более века. Однако современные технические возможности подняли уровень художественного исполнения на совершенно иную высоту.

Создание религиозного фарфорового изделия – это самостоятельный творческий процесс, требующий исключительных знаний в области религии, живописи, росписи фарфора и дизайна. Походы в музеи, розыск в архивах, поездки по обителям, встречи с мастерами, эскизы, заметки, впечатления и работа, работа, работа – вот далеко не полный перечень мероприятий по созданию эскиза. И только потом – роспись фарфора со всеми её эмоциями и страстями. Такие изделия несут в себе гораздо более высокий духовный потенциал, в них – Вера, Надежда и Любовь русской земли, квинтэссенция русской души.

Что ещё может предложить художник ценителю?...